КАК В БЛИЖАЙШИЕ 15 ЛЕТ ПЛАНИРУЮТ...

Просмотров: 811
Средняя оценка: 0.00
Комментариев: 0
Министерство строительства и ЖКХ опубликовало проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года. В чем чиновники видят корень всех бед в этой сфере и как собираются спасать ситуацию?


Признание очевидного

Документ, размещенный на сайте ведомства, довольно пространно и достаточно подробно расписывает состояние строительной отрасли России в сравнении с положением дел аналогичных сфер стран Запада. И по всему выходит, сейчас она находится, мягко говоря, далеко не на высоте.

Во-первых, авторы документа приводят удручающие факты: индекс предпринимательской уверенности в сфере строительства по итогам I квартала 2016 года опустился до уровня в минус (!) 16%. А только за первые 6 месяцев 2015 года статус банкрота получили более тысячи компаний (тогда как за весь 2014 год таковых было максимум 700) со стажем работы свыше 5 лет.

Во-вторых, они, со ссылкой на представителей РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей), констатируют: на внешних рынках российская строительная отрасль практически неконкурентоспособна (исключением являются лишь страны СНГ и государства, имеющие планы по развитию энергетики, а также нефте- и газодобывающей промышленности). Потому что выпускает она хоть и много продукции, но в массе своей не соответствующей требованиям рынка, потому что технологии производства давно устарели.

При этом в официальной статистике по инновациям, которую ежегодно публикует Росстат, никаких данных об инновационной деятельности российских компаний и организаций в сфере строительства не содержится. Главные причины такого положения дел чиновники видят, помимо прочего, в следующих нюансах:

  • 86% всех строительных предприятий в России приходится на микроорганизации с персоналом не более 15 человек;
  • риск причинения вреда имуществу и здоровью граждан и юрлиц из-за возможных недостатков новой продукции слишком велик, а Федеральных исследовательских Центров для всестороннего исследования сложных строительных технологий нет;
  • отечественные компании предпочитают заимствовать технологии и в последующем предлагать улучшения, а не вкладывать средства в разработки и исследования;
  • в сегменте строительства имеет место быть коррупция;

Также в Стратегии подчеркивается: у застройщиков отсутствует коммерческий интерес к восприятию инноваций, потому что высокая прибыль ими может быть получена (при благоприятной, конечно, рыночной конъюнктуре) и без этого. Да и бизнес-мышление у них весьма ограничено, поскольку, как правило, за рамки плана-графика по конкретному проекту не выходит. Соответственно, и последующая судьба возведенного объекта застройщиков тоже не интересует.

Кроме того, остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров. Увеличивается количество работников пенсионного возраста, а число сотрудников до 40 лет сокращается. В течение последних десятилетий (!) число специалистов, имеющих высшее образование, сократилось в полтора раза. Дефицит такого персонала среднего и высшего руководящего звена на данный момент составляет порядка 100 000 человек (и в ближайшие 5 лет вырастет еще в связи с демографической ситуацией). В этом свете довольно любопытен такой факт: в прошлом году профильными ВУЗами страны был осуществлен массовый выпуск бакалавров, но единого качество их подготовки было разнородным, а отрасль оказалась попросту не в состоянии адекватно включить молодых специалистов в производственный процесс.

Громадье планов

Какие же конкретно механизмы и в каких сферах предполагается реализовать до 2030 года, чтобы вывести российское строительство из кризиса и сделать его конкурентоспособным на мировой арене? А главное, каким же образом планируется обеспечивать национальные интересы в этой сфере и заботиться о безопасности и комфорте граждан (а именно эти цели заявлены в проекте Стратегии как приоритетные)?

Во-первых, разработчики Стратегии с некоторым сожалением говорят о ликвидации системы типового проектирования, принятой в Советском Союзе. А ведь сейчас, свидетельствуют они, есть определенный общественный запрос на типовые малоэтажки и образовательные учреждения (как дошкольного, так и высшего). Учитывая, что внедрение типовых решений позволит значительно сократить сроки строительства, а расходы бюджета — на 20%, стоит продолжить работу по возрождению этой системы.

Для этого, в частности, непосредственно в сфере строительства предлагается:

  • по максимуму выносить за пределы стройплощадки технологические операции, собирать элементы зданий на площадках укрупнительной сборки или доставлять их в готовом виде для монтажа;
  • основную часть строительных работ перенести на заводской конвейер;
  • применять модульно-блочную и каркасную (в том числе из легких металлических конструкций) технологии сборки зданий;
  • осуществить индустриализацию производства железобетонных панельных модулей для зданий.

Также предполагается активно развивать деревянное домостроение. Кстати, 17 августа пресс-служба Минстроя сообщила: ведомством разработан и направлен на согласование проект, предполагающий в рамках федеральных и региональных целевых программ строить из дерева школы, детские сады и дома для переселения граждан из аварийного жилого фонда

Во-вторых, существующая технология производства цемента, стекла, теплоизоляции и ряда других базовых материалов является слишком трудоемкой. И снизить затраты (а следовательно, по версии разработчиков Стратегии, сделать этот процесс более эффективным) может активное использование вторсырья. А именно — отходов черной и цветной металлургии, химпрома, а также горнодобывающих предприятий (в совокупности на данный момент — свыше 80 миллиардов тонн).

Если говорить о конкретике, то предлагается, в частности, до 35% клинкера в цементе заменять металлургическими шлаками и золами с теплоэлектростанций. ТЭС. А в качестве топлива, необходимого в некоторых производственных процессах, использовать промышленные и твердые бытовые отходы.

При этом предприятия, которые не будут отвечать требованиям в части потребления ресурсов, предлагается принуждать к этому на государственном уровне.

Ожидается, что в ходе реализации Стратегии вообще и вышеуказанных мер в частности качество жизни населения улучшится и будет способствовать демографическому росту, причем граждане будут удовлетворены доступностью безопасного жилья и уровнем оказания коммунальных услуг. Да и вообще сфера строительства будет выглядеть гораздо более привлекательно (в том числе для зарубежных инвесторов и партнеров).

В переложении на конкретные цифры и показатели разработчики Стратегии полагают, что:

  • доля строительной продукции в общем объеме ВВП вырастет до 8% (вместо прошлогодних 5,9);
  • производительность труда в отрасли вырастет в 2 раза (относительно 2015 года);
  • вдвое возрастет доля экспорта отраслевых товаров, работ и услуг, а доля инновационных продуктов в них достигнет уровня 20%;
  • в строительных комплекс будет привлечено более 1 миллиона человек.

Помимо этого, налогооблагаемую базу задействованных в сфере строительства компаний рассчитывают увеличить как минимум вполовину, эксплуатационные расходы по зданиям и сооружениям — сократить на 30%, а стоимость услуг ЖКХ для населения — понизить в среднем на 20%.

При этом авторы Стратегии честно предупреждают: развитие строительной отрасли страны может пойти по инновационному сценарию (и все, в конечном итоге, будет хорошо), а может и по базовому. В последнем случае, само собой, итоги будут печальными, если не сказать — плачевными. Вкратце: трудовые ресурсы сократятся из-за старения населения, международный рынок по-прежнему будет слабо доступен из-за санкций, а жилой фонд начнет устаревать быстрее.

Но даже если случится чудо, и реализовываться начнет сценарий инновационный, то позитивные изменения будут заметны только лет через 10. Потому что планами Министерства строительства на ближайшую пятилетку предусмотрена лишь так называемая мобилизация, в ходе которой предусматривается создание государственного научного центра с целью контроля и координации планов Стратегии. А непосредственное развитие строительной отрасли, если концепция не изменится, ожидается никак не ранее 2026 года.

 

Информация об источнике